Кладбище Христофора Колумба: сокровища среди крестов и мрамора

 

Может показаться странным, что одна из рубрик нашего сайта посвящена кладбищу – месту, которое ассоциируется скорее с чем-то грустным, нежели торжественным. В случае же с кладбищем Христофора Колумба в Гаване дело обстоит немного иначе. Центр искусства, музей под открытым небом, это наиболее известное кладбище на Кубе представляет собой больше, чем легенду, - это миллиарды страниц истории.

  

1. Центральная капелла. Открыта в 1886г. Романский стиль. Высота здания 28м.

2. Памятник профессору художественного университета от любящих учеников в форме египетской пирамиды

Основанное в 1871 году (30 октября ), кладбище находилось за чертой города – сейчас это чуть ли не центр Гаваны. Площадь некрополя насчитывает 56 га и имеет форму римского военного полигона (проект архитектора Калисто де Лойра). Территория условно делится на северную, южную, западную и восточную части. На перекрестках широких улиц и проспектов находятся площади, на которых располагаются капеллы или пантеоны богатых и наиболее известных людей.
По периметру кладбище Колумба обрамляет бетонный забор. Попасть на территорию можно через четыре входа. Наиболее красивыми с точки зрения архитектуры являются северные ворота, называемые также Дверью Мира ( La Puerta de la Paz ). Построены они римско-византийском стиле тем же архитектором - де Лойра. Длина аркады составляет 34 метра, высота средней части 22 метра.

Северные ворота.

Вера, Надежда и Милосердие венчают триумфальную арку.

На кладбище Х. Колумба не найдется одинаковых скульптур: каждая статуэтка, украшающая пантеон, отличается своей оригинальностью.

Чем все-таки кладбище Х.Колумба привлекает внимание сотен тысяч туристов? Все дело в художественной оригинальности каждого пантеона. По католическому обычаю тело усопшего кладут в каменный склеп, откуда через три года останки перемещают в траурную урну, которая устанавливается в специальную нишу у надгробия. Православный христианин почувствовал бы себя неуютно, войдя на территорию кладбища Колумба - мир крестов и мрамора, - если бы не надгробия, некоторые из которых представляют собой настоящие произведения скульптурного искусства. Мрамоные ангелочки, статуи Христа и многие другие фигуры из камня делают некрополь настоящим музеем. Памятники с именами принято заменять каменными книжками или небольшими мраморными дощечками.
Помимо одиночных и семейных «открытых» пантеонов есть также захоронения, произведенные не под открытым небом, а в небольших часовенках, принадлежат обычно богатым людям и различающимся по формам и размерам. Наряду с захоронениями, произведенными в соответствии с католическими традициями, на территории некрополя встречаются могилы, демонстрирующие наличие практики масонских, протестантских, афро-кубинских ритуалов, а также траурных церемоний, характерных для японских обычаев.
Среди всего этого разнообразия выделяются пантеоны, которые особенно привлекают внимание.

 

Каменные таблички со словами благодарности Чудотворнице. Здесь представлена лишь малая часть дарений, остальное хранится в архивах некрополя

Самая посещаемая могила на кладбище Колумба принадлежит Амелии Гойри (де Ос). «Чудотворная Амелия», как ее стали называть после смерти, ушла из жизни в 1901 году при родах. Ребенок появился на свет мертвым. Двадцатитрехлетнюю Амелию похоронили вместе с младенцем, которого положили в ногах у матери.

 

Тринадцать лет спустя умирает свекор Амелии, обожавший невестку, как родную дочь. Хороня отца недалеко от жены, муж Амелии Хосе Висенте Адот решается взглянуть на тело любимой. Гроб открыли и увидели Амелию, держащую ребенка в руках...

 

До последних дней своей жизни Хосе Висенте ежедневно навещал могилу жены. Он не женился во второй раз и умер в 1941 году.

Подражая примеру Хосе, множество матерей приходило к Амелии просить здоровья своим детям, и Чудотворница помогала: неизлечимо больные дети выздоравливали, принося счастье любящим материнским сердцам. Амелия была причислена к лику святых под именем Защитницы слабых детей. По сей день благодарные женщины приносят на могилу к Амелии цветы и таблички со словами вечного почтения. Поклонения Святой продолжаются и поныне. В соответствии с ритуалом, родители подходят к памятнику Чудотворницы, стучат трижды медным кольцом на мраморной плите, затем касаются фигуры матери, ребенка и покрывают могилу цветами, прося у Амелии счастья и здоровья своим детям (иногда оставляют каменные таблички с мольбой). Покидают святыню, не поворачиваясь к изображению Амелии спиной (так же уходил когда-то от могилы возлюбленной ее муж Хосе).
Другая не менее трогательная история связана с именем Джанет Райдер, американки по происхождению. Проживая на Кубе, Джанет основала Общество Милосердия. Она помогала нищим и инвалидам, давала приют бездомным, кормила бродячих собак и кошек. После смерти Джанет (в 1931 году) одна из ее собак, Ринти, пробралась на кладбище и легла у могилы хозяйки. Совершая утренний обход территории, охрана выбросила собаку за пределы кладбища, но на следующий день храбрая Ринти вновь была найдена у ног Джанет. Верного пса прогоняли трижды, но в конце-концов администрация кладбища смирилась и Ринти позволили остаться рядом с хозяйкой. Не тронув ни разу приносимую ей пищу и воду, собака вскоре умерла. Тронутый верностью животного, скульптор Фернандо Боадо сделал Ринти памятник (впервые животное было запечатлено в камне на надгробии человеческой могилы).

«Преданность даже после смерти. Ринти», - гласит надпись на надгробии.

  

Самый высокий памятник кладбища Колумба воздвигнут на деньги гаванских жителей бригаде пожарников, погибших при исполнении служебных обязанностей. В 1850 году в одном из хозяйственных магазинов Гаваны вспыхнул пожар. Хозяин заведения, заинтересованный в спасении товаров, не предупредил пожарных о находившихся в подвале взрывоопасных веществах. Едва спасатели вошли в охваченное пламенем здание, прогремел взрыв, унесший жизни всей команды, состоявшей из 28 человек.

Один из самых дорогих пантеонов принадлежит Каталине Ласа – первой красавице города Гаваны начала 20-го века, победительнице конкурсов красоты 1901 и 1904 годов. Муж Каталины, представитель знатной семьи Абреу, так и не сумел добиться любви красавицы. Зато страсть Каталины и одного из богатейших аристократов Кубы Педро Бароа была взаимной. Но в то время разводы на Кубе были запрещены. Возлюбленные добились разрешения Папы римского на развод лишь много лет спустя, в 1917 году. Так, благодаря истинной любви Каталины и Педро, на Кубе был введен указ о разрешении разводов.

Счастливые молодожены много путешествовали по Европе: посетили Францию и Италию, побывали на могиле Ромео и Джульетты в Ватикане, где поклялись в вечной любви.

1. Фасад мавзолея Каталины.

2. Мавзолей Каталины – вид сзади.

Пальмы, посаженные после смерти Педро, символизируют вечную любовь.

В 1930 году Каталина скоропостижно умерла. Тело ее было забальзамировано и помещено в мавзолее, который привезли из Италии. Заказ обошелся Педро в 130 тысяч долларов (сумму огромную по тем временам). Место, приобретенное под пантеон, - одно из самых дорогих на кладбище. Внутри мавзолей украшали желтые розы «Катлина», выведенные в честь красавицы кубинским ботаником. Педро Бароа умер в 1942 году и был похоронен стоя у изголовья жены, охраняя покой возлюбленной.

Пантеон семьи Файя Бонет известен также одной из лучших скульптур Христа. Иисус отрывается от плиты и будто взмывает ввысь.

На одном из наиболее привилегированных участков кладбища (на проспекте Х.Колумба близ часовни) располагается пантеон богатейшей в свое время кубинской семьи Файя Бонет. Памятник сделан из гранита и мраморас коралловыми и бронзовыми элементами. Испанский архитектор Мариано Бенлюр Хиль символично изобразил Смерть, неизбежно приходящую за каждым в свой срок, и женщину, которая, отстраняя ребенка от Смерти, предлагает ей себя. Бронзовая дверь украшена рельефом: четверо людей уносят гроб в подземное царство.

Надгробие некой Хуаны Мартин украшает мраморная фишка домино. Ниже следуют надпись «Маме от Луизы и Антонио» и изображение партии игры в домино. Что бы это значило? В начале 20-го века в районе Ведадо города Гаваны проживала весьма состоятельная дама Хуана Мартин. Обладая немалым капиталом, женщина имела страсть к игре в домино. Надо сказать, что в увлечении своем ей не было равных. Если кто желал сразиться с Хуаной, он должен был пройти «испытание» с ее приближенными и лишь потом (в случае выигрыша) допускался к столику хозяйки.

Однажды имение Хуаны Мартин посетил неизвестный господин, который заявил о своем намерении сыграть с Хуаной в домино и наотрез отказался от предложенной предварительной партии с лучшими игроками дома. Оскорбленная и негодующая, хозяйка все же приняла гостя. На кон были поставлены огромные деньги... Каково же было удивление окружающих, когда после напряженной борьбы у Хуаны в руках осталась последняя фишка домино. Это была «дубль три» - роковая «дубль три», глубоко потрясшая женщину, не знавшую доселе таких поражений. Лишение большей части капитала и репутации королевы домино тяжело сказались на здоровье уже пожилой к тому времени дамы. Некоторое время спустя Хуана Мартин умерла.

 

На сколько инфаркт столь уважаемой сеньоры был связан с проигрышем в домино?

НАЗАД

Hosted by uCoz