Может показаться странным, что одна из рубрик нашего сайта посвящена кладбищу – месту, которое ассоциируется скорее с чем-то грустным, нежели торжественным. В случае же с кладбищем Христофора Колумба в Гаване дело обстоит немного иначе. Центр искусства, музей под открытым небом, это наиболее известное кладбище на Кубе представляет собой больше, чем легенду, - это миллиарды страниц истории. |
|
1. Центральная капелла. Открыта в 1886г. Романский стиль. Высота здания 28м. 2. Памятник профессору художественного университета от любящих учеников в форме египетской пирамиды |
Основанное в 1871 году (30 октября ), кладбище находилось за чертой города – сейчас это чуть ли не центр Гаваны. Площадь некрополя насчитывает 56 га и имеет форму римского военного полигона (проект архитектора Калисто де Лойра). Территория условно делится на северную, южную, западную и восточную части. На перекрестках широких улиц и проспектов находятся площади, на которых располагаются капеллы или пантеоны богатых и наиболее известных людей. |
По периметру кладбище Колумба обрамляет бетонный забор. Попасть на территорию можно через четыре входа. Наиболее красивыми с точки зрения архитектуры являются северные ворота, называемые также Дверью Мира ( La Puerta de la Paz ). Построены они римско-византийском стиле тем же архитектором - де Лойра. Длина аркады составляет 34 метра, высота средней части 22 метра. |
Северные ворота. Вера, Надежда и Милосердие венчают триумфальную арку. |
На кладбище Х. Колумба не найдется одинаковых скульптур: каждая статуэтка, украшающая пантеон, отличается своей оригинальностью. |
Чем все-таки кладбище Х.Колумба привлекает внимание сотен тысяч туристов? Все дело в художественной оригинальности каждого пантеона. По католическому обычаю тело усопшего кладут в каменный склеп, откуда через три года останки перемещают в траурную урну, которая устанавливается в специальную нишу у надгробия. Православный христианин почувствовал бы себя неуютно, войдя на территорию кладбища Колумба - мир крестов и мрамора, - если бы не надгробия, некоторые из которых представляют собой настоящие произведения скульптурного искусства. Мрамоные ангелочки, статуи Христа и многие другие фигуры из камня делают некрополь настоящим музеем. Памятники с именами принято заменять каменными книжками или небольшими мраморными дощечками. |
Помимо одиночных и семейных «открытых» пантеонов есть также захоронения, произведенные не под открытым небом, а в небольших часовенках, принадлежат обычно богатым людям и различающимся по формам и размерам. Наряду с захоронениями, произведенными в соответствии с католическими традициями, на территории некрополя встречаются могилы, демонстрирующие наличие практики масонских, протестантских, афро-кубинских ритуалов, а также траурных церемоний, характерных для японских обычаев. |
|
Среди всего этого разнообразия выделяются пантеоны, которые особенно привлекают внимание. |
|
Каменные таблички со словами благодарности Чудотворнице. Здесь представлена лишь малая часть дарений, остальное хранится в архивах некрополя |
Самая посещаемая могила на кладбище Колумба принадлежит Амелии Гойри (де Ос). «Чудотворная Амелия», как ее стали называть после смерти, ушла из жизни в 1901 году при родах. Ребенок появился на свет мертвым. Двадцатитрехлетнюю Амелию похоронили вместе с младенцем, которого положили в ногах у матери.
Тринадцать лет спустя умирает свекор Амелии, обожавший невестку, как родную дочь. Хороня отца недалеко от жены, муж Амелии Хосе Висенте Адот решается взглянуть на тело любимой. Гроб открыли и увидели Амелию, держащую ребенка в руках...
До последних дней своей жизни Хосе Висенте ежедневно навещал могилу жены. Он не женился во второй раз и умер в 1941 году. |
Подражая примеру Хосе, множество матерей приходило к Амелии просить здоровья своим детям, и Чудотворница помогала: неизлечимо больные дети выздоравливали, принося счастье любящим материнским сердцам. Амелия была причислена к лику святых под именем Защитницы слабых детей. По сей день благодарные женщины приносят на могилу к Амелии цветы и таблички со словами вечного почтения. Поклонения Святой продолжаются и поныне. В соответствии с ритуалом, родители подходят к памятнику Чудотворницы, стучат трижды медным кольцом на мраморной плите, затем касаются фигуры матери, ребенка и покрывают могилу цветами, прося у Амелии счастья и здоровья своим детям (иногда оставляют каменные таблички с мольбой). Покидают святыню, не поворачиваясь к изображению Амелии спиной (так же уходил когда-то от могилы возлюбленной ее муж Хосе). |
|
Другая не менее трогательная история связана с именем Джанет Райдер, американки по происхождению. Проживая на Кубе, Джанет основала Общество Милосердия. Она помогала нищим и инвалидам, давала приют бездомным, кормила бродячих собак и кошек. После смерти Джанет (в 1931 году) одна из ее собак, Ринти, пробралась на кладбище и легла у могилы хозяйки. Совершая утренний обход территории, охрана выбросила собаку за пределы кладбища, но на следующий день храбрая Ринти вновь была найдена у ног Джанет. Верного пса прогоняли трижды, но в конце-концов администрация кладбища смирилась и Ринти позволили остаться рядом с хозяйкой. Не тронув ни разу приносимую ей пищу и воду, собака вскоре умерла. Тронутый верностью животного, скульптор Фернандо Боадо сделал Ринти памятник (впервые животное было запечатлено в камне на надгробии человеческой могилы). |
«Преданность даже после смерти. Ринти», - гласит надпись на надгробии. |
Самый высокий памятник кладбища Колумба воздвигнут на деньги гаванских жителей бригаде пожарников, погибших при исполнении служебных обязанностей. В 1850 году в одном из хозяйственных магазинов Гаваны вспыхнул пожар. Хозяин заведения, заинтересованный в спасении товаров, не предупредил пожарных о находившихся в подвале взрывоопасных веществах. Едва спасатели вошли в охваченное пламенем здание, прогремел взрыв, унесший жизни всей команды, состоявшей из 28 человек. |
|
Один из самых дорогих пантеонов принадлежит Каталине Ласа – первой красавице города Гаваны начала 20-го века, победительнице конкурсов красоты 1901 и 1904 годов. Муж Каталины, представитель знатной семьи Абреу, так и не сумел добиться любви красавицы. Зато страсть Каталины и одного из богатейших аристократов Кубы Педро Бароа была взаимной. Но в то время разводы на Кубе были запрещены. Возлюбленные добились разрешения Папы римского на развод лишь много лет спустя, в 1917 году. Так, благодаря истинной любви Каталины и Педро, на Кубе был введен указ о разрешении разводов. Счастливые молодожены много путешествовали по Европе: посетили Францию и Италию, побывали на могиле Ромео и Джульетты в Ватикане, где поклялись в вечной любви. |
1. Фасад мавзолея Каталины. 2. Мавзолей Каталины – вид сзади. Пальмы, посаженные после смерти Педро, символизируют вечную любовь. |
В 1930 году Каталина скоропостижно умерла. Тело ее было забальзамировано и помещено в мавзолее, который привезли из Италии. Заказ обошелся Педро в 130 тысяч долларов (сумму огромную по тем временам). Место, приобретенное под пантеон, - одно из самых дорогих на кладбище. Внутри мавзолей украшали желтые розы «Катлина», выведенные в честь красавицы кубинским ботаником. Педро Бароа умер в 1942 году и был похоронен стоя у изголовья жены, охраняя покой возлюбленной. |
|
Пантеон семьи Файя Бонет известен также одной из лучших скульптур Христа. Иисус отрывается от плиты и будто взмывает ввысь. |
На одном из наиболее привилегированных участков кладбища (на проспекте Х.Колумба близ часовни) располагается пантеон богатейшей в свое время кубинской семьи Файя Бонет. Памятник сделан из гранита и мраморас коралловыми и бронзовыми элементами. Испанский архитектор Мариано Бенлюр Хиль символично изобразил Смерть, неизбежно приходящую за каждым в свой срок, и женщину, которая, отстраняя ребенка от Смерти, предлагает ей себя. Бронзовая дверь украшена рельефом: четверо людей уносят гроб в подземное царство. |
Надгробие некой Хуаны Мартин украшает мраморная фишка домино. Ниже следуют надпись «Маме от Луизы и Антонио» и изображение партии игры в домино. Что бы это значило? В начале 20-го века в районе Ведадо города Гаваны проживала весьма состоятельная дама Хуана Мартин. Обладая немалым капиталом, женщина имела страсть к игре в домино. Надо сказать, что в увлечении своем ей не было равных. Если кто желал сразиться с Хуаной, он должен был пройти «испытание» с ее приближенными и лишь потом (в случае выигрыша) допускался к столику хозяйки. Однажды имение Хуаны Мартин посетил неизвестный господин, который заявил о своем намерении сыграть с Хуаной в домино и наотрез отказался от предложенной предварительной партии с лучшими игроками дома. Оскорбленная и негодующая, хозяйка все же приняла гостя. На кон были поставлены огромные деньги... Каково же было удивление окружающих, когда после напряженной борьбы у Хуаны в руках осталась последняя фишка домино. Это была «дубль три» - роковая «дубль три», глубоко потрясшая женщину, не знавшую доселе таких поражений. Лишение большей части капитала и репутации королевы домино тяжело сказались на здоровье уже пожилой к тому времени дамы. Некоторое время спустя Хуана Мартин умерла. |
На сколько инфаркт столь уважаемой сеньоры был связан с проигрышем в домино? |